Страничка психолога
Приветствуем вас на страничке психолога Детского дома-интерната № 4!
Зачем нужен психолог и кто он такой?
За время работы психологов зародилось много «мифов» о самих психологах и их клиентах. Попытаемся развеять эти мифы и по-новому взглянуть на содержание работы психолога.
Миф 1. «Психолог – тот, кто работает с «психами», с людьми больными»
Правда: Врач-психиатр – это специалист в области лечения психических заболеваний. Использует преимущественно медикаментозные методы лечения.
Психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в отношения в коллективе, между детьми и родителями, выбор жизненного пути, конфликтные ситуации и многое другое). ПСИХОЛОГ – НЕ ВРАЧ, ОН НЕ СТАВИТ ДИАГНОЗА, НЕ ЛЕЧИТ.
Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».
Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему. Это осознанные, сильные люди, которые готовы работать с проблемами, с собой. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за Вами.
Миф 3. «Психолога может заменить друг/подруга»
Правда: Эффект от поддержки друзей очень короткий. Разговор с близким человеком приносит временное облегчение, но существенно не влияет на истинные причины проблемы. Специалист не просто выслушает и посочувствует, но и постарается вместе с клиентом найти индивидуальное решение. Психолог обладает необходимыми знаниями для того, чтобы помочь осознать происходящее в психической жизни человека и отыскать выход.
Кроме того, специалисту можно доверить абсолютно всё, так как конфиденциальность является одним из самых строгих условий в психотерапии. В общении с другом всё же приходится держать себя в рамках, в том числе и для того, чтобы не задеть его чувства. Всегда хорошо, когда у человека есть близкие и надежные друзья. Однако друг должен оставаться другом, а психолог — специалистом. В этом случае шанс того, что терапия окажет необходимый результат намного выше.
Миф 4. «Если ты обратился к психологу – об этом станет известно всем в Учреждении, в том числе начальству».
Правда: основное правило работы психолога – КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Никто без Вашего согласия не узнает, с каким вопросом Вы обратились к психологу. Все что говорится в кабинете психолога, остается в кабинете психолога.
Психологическая служба Учреждения состоит из 4 педагогов-психологов, которые работают с воспитанниками на корпусах, 1 психолога в социальной сфере, 1 медицинского психолога.
Разделение должностных обязанностей указано ниже:
Психодиагностика - это выявление индивидуально-типологических проявлений, эмоционально-волевой и познавательной сфер, особенностей межличностного общения, интересов, склонностей воспитанников учреждения.
Самым важным диагностическим методом в работе педагога-психолога в учреждении является метод наблюдения, так как до настоящего времени не разработаны методики, которые позволяли бы с наибольшей точностью оценить уровень развития ребенка, имеющего множественные нарушениями в развитии.
В рамках диагностического направления педагоги-психологи используют следующие методы и методики:
- изучение анамнестических сведений, работа с личными делами воспитанников.
- метод наблюдения с использованием различных карт наблюдения, в том числе методика «Карта наблюдений» Е.А. Петрова, Л.А. Нисневич.
- методика «Дом, дерево, человек»
- методика «Несуществующее животное»
- тест Гилфорда (оценка социального интеллекта)
- методика «Домики» (Орехова)
- методика исследования тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен
- проективная социально-психологическая методика «Дерево с человечками»
- тест Лурия «10 слов» на память и внимательность
- пакет диагностических методик: «Диагностика школьной дезадаптации»
- пакет диагностических методик: «Готовность к школьному обучению» (Иматон)
- адаптированные варианты методик С.Д.Забрамной
- адаптированные варианты методики «Социограмма» (форма PAC-S/P)
- опрос персонала групп
Психокоррекционная работа - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, социальных педагогов и других специалистов.
Педагогами-психологами психологическая коррекционно-развивающая работа с воспитанниками проводится по программе «Мир сенсорики». Занятия проводятся индивидуально или в подгруппах по 2-3 человека. Работа проводится в специально оборудованных кабинетах индивидуальной психологической коррекции и сенсорных комнатах.
Медицинским психологом психокоррекционная работа с воспитанниками должна проводиться по разработанным программам.
Психопрофилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций сотрудникам, работающим с воспитанниками, и родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников. Включает в себя:
- психологическую экспертизу (оценку) комфортности и психологической безопасности жизненного пространства воспитанников;
- предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у воспитанников, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения;
- ведение просветительской работы с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей ребенка, в том числе одаренности.
Консультативная работа с воспитанниками, родителями и персоналом - оказание помощи получателям социальных услуг, их родителям (законным представителям), администрации и сотрудникам Учреждения в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования:
- выявление психологических проблем, стоящих перед получателем социальных услуг (внутрисемейные, детско-родительские, межличностные, супружеские, иные отношения);
- разъяснение сути проблемы и определение возможных путей их решения;
- определение объема и видов предполагаемой помощи в условиях учреждения.
Психологическое просвещение - формирование у получателей социальных услуг, их родителей (законных представителей) и ближайшего окружения, а также сотрудников Учреждения потребности в психологических знаниях. Включает в себя:
- проведение психологических лекций для сотрудников по вопросам воспитания, обучения и развития;
- проведение психологических лекций и тренингов для сотрудников по вопросам профессионального выгорания, самопознания, сплочения коллектива;
- ведение Клуба психологической поддержки для сотрудников;
- выступления на родительских собраниях.
Работа с родителями в рамках деятельности «Центра «Вместе»
Работа с семьей, представляет с собой комплексную помощь посредствам организации и реализации мероприятий по социальному сопровождению:
- индивидуальное консультирование - родители получают эмоциональную поддержку, совместно со специалистом находят пути решения проблем, на консультациях формируется доверие и возможность для самораскрытия;
- онлайн-консультирование – консультирование не выходя из дома;
- групповое консультирование - работа проводится с определенной темой или циклом тем с привлечением квалифицированных специалистов различного профиля;
- мастер-класс - в процессе формируются доверительные детско-родительские отношения;
- родительский клуб - участие родителей позволяет расширить сферу общения, производить обмен опытом воспитания, формировать правильное восприятие родителями своего ребёнка, организовывать их досуг, повышать самооценку, нормализовать микроклимат в семье, снизить уровень психоэмоционального напряжения;
- психологическая группа поддержки – тренинг с элементами психотерапии;
- психологический тренинг - родители прорабатывают свой запрос с помощью практических заданий, а окружающие люди с похожей проблемой, транслируют понимание и сопереживают.
В итоге родитель получает поддержку не только от психолога, но и от других членов группы.
- обучающие прямые эфиры - проходят в социальной сети ВКонтакте
- участие в обучении развивающему уходу за детьми с ТМНР – повышение компетенции родителей (законных представителей), родственников, специалистов, сопровождающих детей с ТМНР в области развивающего ухода в домашних условиях. Обучение развивающему уходу, позволяет повысить компетенцию родителям в области развивающего ухода в домашних условиях. Усвоение теоретических знаний и практических умений: в области психического и физического здоровья, развития личности человека, принципах заботы с уважением, коммуникации, развивающего ухода за детьми с ТМНР, овладение навыками ухода и реабилитации детей с ТМНР в домашних условиях. Эффективное применение постурального менеджмента для предотвращения вторичных нарушений у детей с ТМНР. Медицинские аспекты провокации вторичных нарушений, болевого синдрома, низкого индекса массы тела
Полезные материалы
Статьи
Видео
Тема: «Развитие межполушарных связей, как способ активизации работы головного мозга»
Тема:«Дети с двойной исключительностью»
Тема:«Нейробиологический подход к развитию ребенка»
Тема:«Роль эмоционального общения в нейропсихическом общении»
Тема:«Наследственные и генетический заболевания»
Тема:«Социальная адаптация ребенка с ОВЗ и ее результаты»
Тема:«Агрессивное поведение у детей. Его коррекция средствами семейного воспитания»
Тема:«Подготовка и планирование беременности»